Определение опасности (риска) и общая структурная схема его реализации

Сегодня фактор опасности признан доминирующим в дальнейшем развитии цивилизации. Все говорят о проблемах выживания человечества, об опасности. Для описания фактора опасности используются самые разные термины: опасные и вредные факторы, опасность, риск, неустойчивое развитие, загрязнение, разрушение генома человека и т.д.

Используя идею моделирования изучаемых объектов в виде биосоциотехнических систем можно дать следующее общее определение опасности:

любые явления или процессы в БСТС, которые могут привести к отклонению от целевой функции, нарушению нормального функционирования или гибели системы в целом или ее отдельных частей следует считать опасностью (риском).

Нам представляется целесообразным наряду с понятием «опасности» использовать адекватное понятие «риск».

Уровни риска (степень отклонений от нормального функционирования) могут изменяться от несущественных, которые БСТС может компенсировать, до значительных.

Реализация рисков из потенциальных в реальные для БСТС любого уровня проходит по одной и той же схеме (рис. 1.4). В этой схеме можно выделить источники риска, факторы риска, область накопления факторов риска, инициирование риска, процесс реализации риска, область реализации риска, результат реализации риска.

В качестве составляющих схемы реализации рисков может выступить как БСТС в целом, так и любой из ее элементов, а также процессы взаимодействий (взаимоотношений) между отдельными элементами. Здесь возможны любые сочетания или варианты.

Определение опасности (риска) и общая структурная схема его реализации
Процесс реализации рисков – это пространственно временной процесс, который происходит с определенной скоростью и имеет определенные пространственные  и временные рамки. По временным рамкам он может быть коротким или длительным; по скорости реализации – стремительным, быстрым, плавным; по пространственным рамкам – точечным (локальным), местным, глобальным.

Внимание людей привлечено, как правило, к процессу и результату реализации риска. Об опасности вспоминают после того, как она реализовалась. И совершенно естественным является то, что первоначально наука об опасности и вся деятельность людей в этой области была сконцентрирована именно в этих сферах, а именно:

· спасении людей и других объектов БСТС в ходе реализации рисков;

·         восстановлении, компенсационных и защитных мероприятий после анализа результатов реализации рисков.

Кроме того, задачи безопасности решались отдельно для каждого из элементов БСТС.

Такой подход был вполне обоснованным до тех пор, пока реализация опасностей происходила в системах не слишком высокой иерархии. Дело в том, что чем выше иерархический уровень БСТС, тем медленнее идет процесс накопления факторов риска, но тем опаснее результат его реализации для системы в целом. Кроме того, в системах высокой иерархии попытки снижения рисков в отдельном элементе БСТС могут привести к увеличению рисков в системе в целом; попытки снижения рисков в БСТС определенного иерархического уровня (масштаба) могут привести к увеличению рисков в БСТС более высокого уровня.

В современной ситуации, которая характеризуется проявлением опасности в системах самого высокого уровня, необходимо в качестве приоритетного в области безопасности выбрать сферу деятельности, направленную на источники риска и область накопления факторов риска, то есть на предотвращение реализации рисков.

Но для того, чтобы работать на этом уровне, необходимо:

·         выявить основные источники (если можно так выразиться, «первоисточники») рисков в БСТС, понять их природу;

·         определить, что такое приемлемый риск;

·         разработать такие модели БСТС, которые позволят анализировать временную динамику рисков до момента их реализации и предпринимать опережающие реализацию рисков мероприятия.

Однако, если специалистам, прямо или косвенно занимающимся проблемами безопасности уже ясно, что это направление должно стать сегодня приоритетным, и что его нужно очень быстро развивать, то обществом и его социальными институтами такая мысль воспринимается неоднозначно.